Сергей Андрияка

Народный художник России, действительный член Российской Академии художеств

БолотоТроице-Сергиева лавра Натюрморт со старинными гравюрамиОрхидеиВид на Китай-городРаки и пиво Кирилло-Белозерский монастырь
Мой блог Назад


Автор: admin

С.Н. Андрияка. Быт XVIII века

В начале 80-х годов я часто приезжал к своим друзьям в Звенигород, сотрудникам Саввино-Сторожевского монастыря, там в 1985 году я проводил свою первую персональную выставку.

Мне, как художнику, было интересно проникнуть в тайны прошлого монастыря, его историю. В казначейском корпусе располагалась довольно большая библиотека. Вечерами подолгу мне удавалось читать воспоминания иностранцев о России XVII века, и, в частности, о быте и архитектуре Саввино-Сторожевского монастыря. Одна из самых интересных книг, где встречается подробное описание монастыря, – “Путешествия патриарха Макария с архидиаконом Павлом Олепским”.

В ней во всех деталях описаны грандиозные архитектурные постройки, не сохранившиеся сегодня, как например, воздушный мост, соединяющий дворец царя Алексея Михайловича с Рождественским собором.


Царицыны палаты и уникальная по своей архитектуре звонница – все это дает представление о быте XVII века. В моем воображении появлялись стрельцы, бояре в кафтанах, государев люд. Казалось, что вот-вот царский возок с самим государем подъедет к крыльцу Царицыных палат, расстелят домотканый ковер, и с глубоким поклоном в окружении девиц в разноцветных сарафанах выйдет государыня встречать дорогого супруга.


Конечно, сегодня монастырь выглядит совсем иначе. Даже культурный слой земли сильно изменился по сравнению даже с XIX веком, не говоря уже о XVII-м. Но некоторые элементы и детали архитектуры были немыми свидетелями той эпохи. Хотя наш быт изменился, но сами люди, их жизненные проблемы, духовные ценности не изменились, они вечны.


В 80-е годы XX века монастырь был не действующим, но духовная жизнь невидимо присутствовала в его стенах. Под горой, на которой величественно возвышался монастырь, бил ключ. До революции здесь был колодец преподобного Саввы Сторожевского. Мы очень горевали, что источник превратился в заросший кустарником ручей, и о нем уже мало кто помнит. По личной инициативе совместно с сотрудниками музея мы решили очистить колодец и возвести его из осиновых бревен, чтобы вновь люди приходили на святой источник.


Все сотрудники музея, как рачительные хозяева, подвижнически старались сохранять те сокровища древности, которые дошли до нас. Я же не мог как художник оставаться ко всему равнодушным. Так родилась серия под общим названием “Быт XVII века”, посвященная Саввино-Сторожевскому монастырю.
Яндекс.Метрика