Сергей Андрияка

Народный художник России, действительный член Российской Академии художеств

БолотоТроице-Сергиева лавра Натюрморт со старинными гравюрамиОрхидеиВид на Китай-городРаки и пиво Кирилло-Белозерский монастырь
Мой блог Назад

Автор: admin

С.Н. Андрияка. Древний храм в Абхазии

Учась в институте, я отправился в поездку на Кавказ, которую организовывало наше научно-художественное студенческое общество. Это было мое первое дальнее путешествие. Дело происходило на втором курсе. На зимние каникулы мы поехали в Грузию. Там была большая культурная программа. Мы были не только в Грузии, посетили Абхазию, ездили по Военно-грузинской дороге. С поездкой у нас были связаны в чем-то негативные воспоминания, хотя очень интересные. Мы перемещались на местном автобусе. Водители имели обыкновение останавливаться у каждого голосующего, а не на остановках. Так как у нас с собой было много вещей – почти у всех этюдники, альбомы, а у нашей руководительницы был чемодан с редкими вещами, с хорошей одеждой, ценные вещи, (она ездила с сыном) – мы очень просили шофера не открывать заднюю дверь, потому что там все и лежало. Лица некоторых пассажиров нас как-то изначально не радовали. Но водитель к нашим просьбам не прислушивался. Пока ехали, стемнело. Он в темноте открыл заднюю дверь и туда, конечно, набилось огромное количество народу со всяким скарбом. Автобус был битком. Мы сидели на своих посадочных местах.
В один “прекрасный” момент наша руководительница обнаружила, что под ее сидением чемодана нет. Его кто-то забрал. Естественно, началась паника. На первой же остановке мы остановились. Это было селение Очамчира. Мы намеревались заявить в милицию, надеялись найти пропавший чемодан. Пришли в отделение милиции, все объяснили. Наши показания записали. Руководительница группы была очень расстроена – у нее все пропало. Видя наше бедственное положение, нас разместили в какой-то гостинице, а автобус уехал... Утром, узнав, что мы художники, нас решили утешить. Нам сказали, что здесь есть один из древнейших храмов Абхазии десятого века. До приезда автобуса оставалась масса времени. Тогда всей группой пошли смотреть этот храм... Конечно, он был совершенно удивителен, с чудесными росписями. В церкви не было почти никого из прихожан. Но служба должна была вот-вот начаться.
Появился священник с очень красивым лицом. Я его почему-то очень хорошо запомнил: лицо такое одухотворенное, черные, как смоль, волосы, борода, большие горящие глаза. Мы подошли к этому священнику и попросили немножечко рассказать об истории храма, истории Абхазии. Поведали ему о нашем грустном приключении. Он отложил службу на двадцать минут и провел для нас экскурсию. Конечно, он упоминал и об истории Грузии, и о прошлом всего края. От него мы услышали о равноапостольной Нине. Говорил он с увлечением, очень образно. Мы понимали, что этим он как бы старался ослабить в нашем сознании горечь случившегося.
У меня под рукой всегда был маленький акварельный этюдник и масляный. Однако писать в дорожных условиях маслом было трудно. А акварельку, величиной с ладошку, всегда можно было успеть исполнить. Вот так и появился этюд этого храма. А вещи так и не нашлись.