Сергей Андрияка

Народный художник России, действительный член Российской Академии художеств

БолотоТроице-Сергиева лавра Натюрморт со старинными гравюрамиОрхидеиВид на Китай-городРаки и пиво Кирилло-Белозерский монастырь
Мой блог Назад


Автор: admin

С.Н. Андрияка. Миниатюрная эмаль

Меня всегда очень интересовала миниатюрная эмаль. Это то, что представляет из себя, например, ростовская финифть. Сегодня ростовская финифть, в массе своей, это ремесленные поделки, где, к сожалению, отсутствует сама живопись.
Мне показалось вполне уместным переложить ту живопись, которой я занимаюсь, то есть акварель, на миниатюру, вернее – миниатюрную эмаль, которая обжигается в муфельной печи послойно. Но все мастера, которые занимались и занимаются этим до сих пор, считают это некой своей тайной техники и мастерства. И все было окутано мраком этой “таинственности”. Я пытался узнать, какие материалы и краски используются, где эти краски можно купить, как используется муфельная печь, какая нужна температура. Все тщетно.
Я приехал в Женеву. Там, по договору с одной владелицей галереи, должен был делать выставки. И, собственно говоря, в тот момент у меня и мысли об эмали не было. Я приехал туда работать акварелью по заранее заданной теме, поставленным задачам.



Но как-то раз в большом супермаркете, где продавался багет, мы познакомились с одним человеком. Он не был художником, просто чисто технический работник большого магазина. За чашкой кофе он рассказал мне, что очень увлекается горячей эмалью и что у него стоит муфельная печь. С упоением рассказывал, что у него есть перегородчатая эмаль, такая эмаль, сякая эмаль, и что он очень хорошо понимает в этом. Меня это заинтересовало, я рассказал ему о моей мечте перевести ту живопись, которой занимаюсь, в миниатюрную эмаль. И он вдруг говорит: “Нет проблем, давайте!”, что означало – берите все, что у меня есть: медные заготовки, краски, даже муфельную печь! Ну, муфельную печь я с собой в Москву не повез, она осталась в Женеве. Но подаренные им краски, эмали, заготовки я взял с собой. Помимо этого, галерейщица, которая занималась моим искусством, увидя все это, решила вдруг мне помочь и посоветовала отправиться в центр Женевы в магазин, который специализируется на продаже таких красок. Когда я впервые зашел в этот магазин, меня просто поразило то, что я увидел: висит тарелка и на ней двадцать четыре оттенка цвета. Температура обжига семьсот пятьдесят градусов, а краски при этом не меняются и разводятся водой. Я попросил мне их показать. Они представляли собой точно такую же акварель, разводящуюся водой, в точно таких же кюветах, как ленинградские краски. Правда, эти краски по фарфору и по миниатюрной эмали стоили достаточно дорого. Я их, конечно, купил, и стал дома в Москве экспериментировать.
В итоге, пришел к совершенно удивительным результатам. Во-первых, я попробовал сделать несколько пейзажных и архитектурных мотивов на маленьких-маленьких плошечках. Взяв медные пластинки и насыпав туда белую пудру перегородчатой эмали, через сито, обжег их в муфельной печи на восемьсот градусов всего одну минуту и получил красивые белые медальоны-заготовки. Потом я взял эти краски итальянской фирмы “Маймори”, разводя их водой, стал писать в той же последовательности, как я пишу акварелью. И, обжигая каждый слой на семьсот пятьдесят градусов, то есть делая немножечко пониже температуру, получил совершенно необыкновенный эффект.



Так я сделал несколько эмалей для себя, ради интереса. Меня это действительно очень увлекало. Прошло какое-то время. Узнав о том, что я немного занимаюсь эмалью, одна ювелирная фирма обратилась ко мне с просьбой выполнить большой заказ. Заказ достаточно ответственный, поскольку к юбилею Карла и Густава Фаберже нужно было доработать золотое яйцо, украшенное бриллиантами и сканью из золота с разными драгоценными вкраплениями. Нужно было изобразить четыре медальона: портреты Карла и Густава Фаберже, а также Москву и Петербург. Вещи были крайне маленькие, миниатюрные. Но благодаря тому, что я уже занимался немного миниатюрой, я решил взяться за этот заказ. Некоторые из этих изображений подвергались обжигу по пятнадцать раз, пятнадцать слоев было наложено, настолько многослойна была эта эмаль. Эффект был потрясающим. Заказчики остались очень довольными. Эта выставочная вещь была помещена в разных каталогах, а потом была продана за очень большие деньги. Позднее были другие обращения по поводу выполнения небольших разовых ювелирных заказов. Меня это очень интересовало, хотелось вновь и вновь пробовать и хорошо освоить эту технику. Конечно, я не знал основ ювелирного искусства, чтобы оформить мои эмали, превратив их в драгоценность. С удовольствием вспоминаю, как для моей жены Даши, в самом начале наших отношений, нашей любви, я сделал маленький-маленький кулон. Это был крошечный ирис на синем фоне. Мой подарок она долго носила на груди, и это была тоже определенная память. Повторюсь, но мне это действительно было интересно, я с огромным удовольствием делал эти работы. Думаю, что эта техника в дальнейшем имеет большую перспективу. Поэтому периодически я возвращаюсь к ней. Она очень похожа на акварель. Сегодня у меня есть те краски, которые я не имел раньше. И я могу работать более свободно, чем раньше и создавать более сложные миниатюрные вещи по эмали.
Когда я говорю об эмали, как прикладном профессиональном фундаменте, который закладывается у наших учеников, я надеюсь, что это умение сможет найти применение в жизни. Это ведь интересно и ювелирам, и просто коллекционерам и так далее.
Каким образом это реализуется? Очень просто. Вот у меня, так случилось, образовалась связь с ювелирной фирмой “Сирин”. Они выпускают действительно уникальные, штучные произведения, не похожие на изделия предшественников. Фирма тяготеет к традиционному виду изображения. Они любезно предложили обучать наших студентов. В частности, там есть прекрасный эмальер, который сегодня уже работает с нашими учащимися по миниатюрной эмали. Им также предоставлена возможность получить профессиональные основы ювелирного дела для того, чтобы каждый маленький медальон суметь сделать в красивой оправе – пусть это будет серебро, мельхиор, даже медь. Учащиеся, имея такие знания, я думаю, получают еще и хорошую профессию ювелира.
Это действительно очень интересное и благодатное дело. На сегодняшний день такое сотрудничество у нас хорошо налажено, и ребята учатся бесплатно. Я, конечно, очень благодарен фирме “Сирин”, которая взяла на себя труд готовить таких мастеров, и которые, возможно, будут работать и у них, выполняя многочисленные заказы по эмалям в ювелирной промышленности.
Яндекс.Метрика